Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.59.54.010
УДК: 371.9:372
ББК: 74.5:74.100
И. Б. Пименова ORCID
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация

Введение. Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье рассматриваетсяпроблема осуществления индивидуальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья с позиции деятельности тьютора.

Цель статьи — определить особенности тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемого в рамках традиционной системы дошкольного образования.

Материалы и методы. Основополагающими методами являются анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, сравнение, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

Результаты. На основе опыта организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья раскрываются цель и специфика индивидуального сопровождения тьютором данной категории детей в условиях образовательного учреждения на этапе дошкольного детства, определены основные направления работы тьютора, а также условия, определяющие успешность его деятельности.

Обсуждение.Представлено обоснование значимости тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее обеспечить максимальное развитие его способностей и благополучное вхождение в образовательное пространство.

Заключение.Тьюторское сопровождениесоздает условия для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе развития его компенсаторных возможностей. Подведён итог о положительном воздействии тьюторской деятельности на успешную социализацию данной категории детей.

Ключевые слова

тьюторская деятельность, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальное сопровождение, коррекционно-педагогическая поддержка, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут

Основные положения

– обозначенаактуальность и важность тьюторского сопровождения в современном дошкольном образовании;

– определены значимые моменты осуществления тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях традиционной образовательной системы;

– представлен механизм организации индивидуального тьюторского сопровождения, обеспечивающий успешность его реализации на этапе дошкольного детства.

Цитировать публикацию

Пименова, И. Б.  ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ [Текст] / И. Б. Пименова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 155-168. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.59.54.010.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354

4. Газман О. С. Творческие способности учащихся: учеб. пособие / О. С. Газман. М. : Дрофа, 2012. 125 с.

5. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) / А. В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124-130.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Пименова И. Б. Тьюторство как успешный фактор индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих комплексные нарушения в развитии : материалы XI Международного теоретико-методологического семинара «Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология», Москва, 25 марта. М., 2019. С. 114–118.

8. Екжанова Е. А., Чистоградова И. А., Ткачев Д. Ю. Клинико-психолого-педагогический подход на службе специального образования // Педагогика. 2013. № 5. С. 89–94.

9. Vasilyeva V. S., Druzhinina L. A., Lapshina L. M., Osipova L. B., Reznikova E. V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. Education. 2018. Vol. 39 (02), p. 32.

10. Пименова И. Б. Педагогическое назначение семейного тьютора для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 232–242. DOI: 10.25588 / CSPU.2019.13.7.016

11. Чередилина М. Ю. Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 263–267.